суббота, 3 мая 2014 г.

Игра и труд в жизни младшего школьника


Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регули­рующими расстановку сил в играющем детском коллекти­ве. Особенно типичны для них игры с разбивкой на «пар­тии», где всегда можно заметить элементы соревнования, борьбы и взаимной поддержки.
            В играх школьников каждый ребенок занимает опреде­ленную «игровую позицию», сложно соотнесенную с «иг­ровой позицией» других участников игры. Кратко можно сказать: игры наших школьников — это групповые игры состязательного характера, объединенные единой обще­ственной эмоцией и твердыми игровыми правилами пове­дения.
В младшем школьном возрасте игра уже не занимает того важного места, которое характерно для нее в до­школьном возрасте, но она все же имеет немалое значение в психическом развитии младшего школьника. Школьни­ков, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинают ин­тересовать исход игры, ее результат. Поэтому игры школь­ников в значительно большей степени требуют целенап­равленности и волевой организации поведения. На протяжении младшего школьного возраста игра су­щественно изменяется как по форме, так и по содержанию. Очень часто первоклассники, особенно девочки, игра­ют в школу. Так как дети обычно играют в то, что имеет для них особо важный смысл, наличие игры в школу у маленьких школьников еще раз подтверждает, какое ог­ромное место занимает школа в жизни... детей.
 В учении далеко не все дается легко, далеко не все является равно интересным. Оно тре­бует от ребенка напряжения. Придавая учению форму иг­ры, дети легче преодолевают трудности, облегчают себе то волевое усилие, которое необходимо для приготовления уроков. Игра здесь как бы становится на службу учению.
Значительное место среди игр детей младшего школь­ного возраста начинают занимать разного рода настольные игры, носящие интеллектуальный и состязательный ха­рактер (одни участники игры выигрывают, другие проиг­рывают) и в ряде случаев требующие более или менее про­должительной и целенаправленной умственной деятельно­сти (игра в домино, в шашки, первые попытки играть в шахматы и т.д.).
Таким образом, хотя место игры в жизни детей млад­шего школьного возраста, по сравнению с дошкольным возрастом, существенно изменилось, однако и в этом пери­оде игры детей имеют большое значение для развития пси­хики ребенка. Поэтому и в этом возрасте они должны быть предметом серьезного внимания педагогов и родителей.
 Особенно большое значение имеет вопрос о трудовой деятельности младших школьников. Трудовая деятель­ность детей этого возраста складывается прежде всего из учебного труда и из помощи семье по хозяйству. И тот и другой виды труда имеют решающее значение для форми­рования нравственной стороны личности младшего школь­ника.
Уже достаточно сложная учебная деятельность, полная серьезных обязанностей, возникающая у ребенка вместе с его поступлением в школу, изменяет его личность.            Жизнь и деятельность ребенка в семье тоже начинает при­обретать более ясно выраженный трудовой характер. В этом возрасте ребенок начинает испытывать потреб­ность стать активным членом семьи.
В отличие от ребенка дошкольного возраста, жизнь школьника в семье становится лишь частью его жизни. Кроме семьи, большое и важное место в его жизни начина­ет занимать школа и связанные с ней обязанности. У школьника появляется свое собственное серьезное дело, которое он должен выполнять и за которое он отвечает прежде всего перед своим учителем и товарищами. Школьник теперь не просто «ребенок», он — ученик. Отец и мать ходят на работу, — он ходит в школу. У них есть свои трудовые обязанности, у него — свои. Это реши­тельно меняет характер отношений ребенка с родителями. По отношению к детям школьного возраста на первое мес­то должно выдвигаться уважение и требовательность к ре­бенку. С этого возраста, несмотря на занятость в школе, дети начинают принимать значительно более активное участие в трудовой жизни семьи. Они получают дома определен­ные обязанности, становятся в известной степени помощ­никами старших членов семьи. Чаще всего это бывает помощь по хозяйству: уборка комнаты, участие в обработ­ке огорода, в уходе за домашними животными. В некото­рых семьях старшие дети начинают заботиться о малышах. От школьника родители ждут действительной, реальной помощи, труда, который в известной мере облегчает им их собственный труд.
От школьников родители требуют уже более ответст­венного отношения к поручаемым им трудовым обязанно­стям. Они требуют, чтобы в 10-11 лет ребенок уже пони­мал необходимость своего труда; они ждут от него сочувст­вия, желания разделить их заботу; к ребенку школьного возраста взрослые предъявляют требования, чтобы он раз­личал, где кончается забава и начинаются обязанности, и чтобы за свой труд он чувствовал ответственность, добива­ясь хорошего качества и ощутимых результатов.
            Таким образом, в младшем школьном возрасте, в связи с началом обучения в школе и новыми обязанностями в семье, впервые происходит четкое разделение игры и тру­да, т.е. деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получает ребенок в процессе самой деятельности, и деятельности, направленной на достижение объективно-значимого и социально-оцениваемого результата. Это раз­граничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является... важной особенностью школьного возраста. Вы­деление труда в самостоятельную, ответственную деятель­ность решительно изменяет содержание и характер трудо­вой деятельности ребенка. «Труд» дошкольника — это преимущественно труд по самообслуживанию. Труд школьника — это труд, связанный с общими задачами семьи, включенный в ее общественно-производительную трудовую деятельность.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий